Илья Машков

 Шоу-бизнес   |  Спорт   |  Политика   |  Бизнес   |  Культура   |  Наука   |  Религия   |  Хобби   |  Уникумы   |  История Волгограда
Илья Машков Илья Машков Фрукты на блюде

Илья Машков - "Бубновый валет"

Машков Илья Иванович [17(29).7.1881, станица Михайловская, ныне Волгоградской области, — 20.3.1944, Москва], советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1928).

Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1900—09) у К. А. Коровина и В. А. Серова. Член объединений "Бубновый валет" (с 1910), "Мир искусства" (с1916), ОМХ (1927—28), АХРР (с 1924).

В конце 1900-х — 1910-е годы испытал влияние П. Сезанна и кубизма, обращался к традициям лубка; работы этих лет (натюрморты, пейзажи, портреты) отличаются нарочитой деформацией натуры и вместе с тем чувственной конкретностью образа, грубоватой экспрессией контурного рисунка, сочной, пастозной манерой письма ("Фрукты на блюде", 1910; "Камелия", 1913; портрет Н. М. Усовой, 1915; все — в Третьяковской галерее).

Отойдя от принципов "Бубнового валета", с начала 20-х годов М. стремился к большей жизненной достоверности изображаемого, к более непосредственному воплощению материальной насыщенности мира, чувства полноты бытия ("Снедь московская: мясо, дичь", 1924; "ЗАГЭС", 1927; "Натюрморт. Ананасы и бананы", 1938; все произведения — в Третьяковской галерее).

Преподавал в своей студии (1902—17), Вхутемасе-Вхутеине (1918—30).

Источник: Большая советская энциклопедия

ЗАТМИЛ ЕВРОПЕЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ

Большим общепризнанным мастером кисти является уроженец станицы Михайловской Урюпинского района Илья Иванович Машков (1881-1944).

Теперь ежегодно в конце июля на его родине проводится праздник в честь выдающегося земляка, талантливого художника, заслуженного деятеля искусств РСФСР. С цветами и песнями проходят станичники и гости по улице, носящей имя художника, подходят к домику, в котором он жил. Буйной радостью созерцания бесконечного изобилия фруктов, плодов и цветов, душистым запахом увесистых караваев, утверж­дением здоровой красоты человеческого тела веет от полотен замечательного творца. Все это делает нашего земляка-урюгинца одним из самых мажорных и оптимистических среди художников нынешнего столетия.

Многие образы картин, понимание жизни, ощущение силы земли и ее богатства пришли отсюда, с родного Хопра.

В неопубликованной рукописи "В своих краях" Машков писал: "Мои прадеды по отцу и матери пришли на Дон в начале прошлого столетия. Как те, гак и другие были государственными крестьянами. Придя сюда в разное время, они оказались землякам И Машковы, и Андреевы — мои родичи по ма­тери — выходцы из Пронен-ского уезда Рязанской губернии..."

Свою родную станицу Михайловскую-на-Хопре И. И. Машков покинул еще мальчиком. Имея за плечами Три класса церковноприходской школы и несколько уроков учителя ри­сования Борисоглебской гим­назии, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его первыми учителями были А. Архипов, К, Коровин, А. Касаткин, В. Серов.

Машков быстро обрел свой совершенно неповторимый стиль. В тридцать с небольшим лет его называли среди десятка лучших художников Европы. И все же его творческую судьбу нельзя назвать безоблачной и счастливой, в 1910 году вместе с Давидом Бурлюком, Петром Кончаловским и другими он бросил вызов академическо­му искусству — устроил выставку, ошарашивающую своим названием — Бубновый валет.

Рафинированному салонному искусству они противопоставили ярмарочное творчество низов: примитивные лубкН:, уличные вы­вески, расписные подносы. Словом, бунтарское противопоставле­ние балагана—салону. 1917 год разделил бывших «бубновых валетов» на два лагеря. Одни уехали из России, другие «пошли служить большевикам».

По свидетельству очевидцев, Илья Иванович был плодовитым художником Божьей милостью. Он часто устраивал выставки во многих странах мира, Его работы покупала сама Третьяковка. Профессор Машков становится популярным и у себя, в Стране Советов, и за рубежом. Новым властям как раз и нужны были киске «воспитатели нового человека».

В 1930 году Машков приезжает в родную Михайлоиекую-на-Хопре. Он был потрясен увиденным: кругом разрухи, нищета, идет раскулачивание, выселение... Приняв метод «социалистического реализма», Машков теперь по-социалистически решает возродить когда-то цветущую жизнь в станице: в одной ш двух станичных церквей создает Дом социалистической культуры.

По воспоминаниям краеведа Б. Лашилина, «...были отре­монтированы два национализированных у служителей культа дома под кружки — изобразительного искусства, драматический, музы­кальный и сельскохозяйственный. Комсомольцы и молодежь писали лозунги, выпускали «боевые листки», в которых отмечали передовиков, высмеивали и разоблачали кулаков, подкулачников, лодырей и хулиганов.

Например, однажды появилось такое объявление: «Граждане! Предлагаем приходить в культурный очаг на занятия, кружки, ячейки, н дом — кинотеатр чисто одетыми, побритыми, с вымытыми дочиста лицом и руками, в чистой обуви и вести себя как подобает советскому гражданину».

По-разному отнеслись земляки к тому, что вместо иконостаса в бывшей церкви, в то время по совету И. И. Машкова, повесили портреты Ленина и Сталина. В ответ станичники прострелили звезду и флаг, водруженные вместо креста над куполом Храма и выкололи глаза у портретных вождей.

Успокаивала лишь живопись. Илья Иванович пишет портреты станичников и станичниц, утолки и дворики станицы, пейзажи родной Михайлове кой, пор­треты Татьяны Андреевой и ее дочери Юлии, Феклы Стольковой с тыквами.

Фекла Мироновна Сталькова, запечатленная в картине «Колхозница с тыквами», рассказывала: «В то время я была еще молода, отличалась неплохой силенкой. Работала на колхозном току и без особого труда поднимала мешки с зерном. Держать две тыквы было для меня пустяком. Но Илья Иванович все время беспокоился: не тяжело ли, не трудно ли мне их держать. Работал он с перерывами. Но за пять-шесть дней портрет был готов, и Илья Иванович с благодарностью пожал мне руку».

Удивительно, что в проведенные на родине годы с 1930 по 1936 годы И. И. Машков создал огромное количество перноклассных работ: «Девушка на табачной плантации», «Старуха с виноградом», «Девушка с подсолнухами», «Площадь в станице Михайловской», «Дворик станицы Михайловской», «Общий вид», «Цветы Хоперского района» и многие другие.

С 1937 года Машков жил на своей даче в Абрамцево, где писал небольшие по размеру натюрморты, Его работы своего рода ма­ленькие жемчужины, которые украшают коллекции разных музеев, в том числе и Урюпинского краеведческого.

Из книги У дуба на Хопре: Исторические очерки и хроника летописи г. Урюпинска / Сост. В.А.Приходченко, А.В.Ломкин, А.В.Дронов. Волгоград: Комитет по печати и информации, 1997. 176 с.: ил.

Гостевая книга   |   E-mail   |   Ссылки    |    Добавить в избранное  
Выставочные стенды и витрины
Рекламно-конструкторское бюро. Список наград.
aztekadv.ru
Прокат лимузина прокат лимузинов пятигорск.
kmv-limo.ru